Оглавление
- Мультизадачность и изменения памяти
- Социальное развитие – или проблемы?
- Больше исследований о рисках и положительных эффектах
Технологии оказывают большое влияние на жизнь людей и их работу. Сегодня ученые задаются вопросом: оказывают ли влияние онлайн технологий на человеческий мозг? Информационный портал Medical News Today публикует данные обзора научных исследований, который был составлен учеными пяти университетов из США, Великобритании и Австралии.
Теория заключается в следующем: нейропластичность мозга (способность структурно меняться с течением времени) означает, что опыт, который мы получаем от использования Интернета, может оказывать на мозг значительное влияние. Особенно важно понимать какие изменения это влечет у детей и молодежи, так как в их возрасте мозг до сих пор развивается. Всемирная организация здравоохранения уже высказывала беспокойство на данную тему, рекомендуя детям младше 5 лет проводить напротив экрана не более 1 часа в день.
Обзор научных исследований содержит данные о том, как использование Интернета влияет на внимание и концентрацию, память, социальное взаимодействие. Рассматривая результаты многочисленных исследований, проведенных к настоящему моменту, международная команда ученых смогла проанализировать: может ли Интернет оказывать положительные или отрицательные эффекты на данные функции мозга. Участие в исследовании приняли ученые из Гарвардского Университета в Бостоне (США), Университет Западного Сиднея (Австралия), Королевский колледж Лондона (Великобритания), Оксфордского университета и Университета Манчестера. Их выводы были опубликованы в журнале World Psychiatry.
Мультизадачность и изменения памяти
Сперва исследователи рассмотрели т.н. «цифровую мультизадачность». Оказалось, что одновременное выполнение разных задач онлайн не улучшает нашу способность к мультизадачности. Скорее это может привести к тому, что мы будем чаще отвлекаться на раздражители вокруг. «Бесконечный поток подсказок и уведомлений из Интернета поощряет нас к тому, чтобы постоянно поддерживать „разнонаправленное“ внимание, а это, в свою очередь может снизить нашу способность сохранять концентрацию на одной задаче», – объясняет Джозеф Фирт, старший научный сотрудник Университета Западного Сиднея. Сегодня необходимы дальнейшие исследования, чтобы понять кратковременные и длительные эффекты на концентрацию и способность к мультизадачности у молодых людей.
Далее, команда изучила воздействие Интернета на память. В то время, как предыдущие поколения должны были хранить факты в уме, современные люди могут положиться в этом вопросе на Интернет. В действительности это может оказать положительное воздействие на мозг, поскольку позволит нам фокусироваться на других, более амбициозных задачах – теоретизируют исследователи. «Большая часть информации, которая есть в мире, находится буквально на кончиках наших пальцев, – говорит Джозеф Фирт. – Это потенциально может изменить то, как мы храним и даже оцениваем факты и знания».
Однако требуются дополнительные исследования, чтобы лучше понять, как полагание на Интернет влияет на наши когнитивные способности. Также необходимо разобраться в том, какое влияние оказывает Интернет на нашу пространственную память, особенно сейчас, когда большинство людей ищет дорогу онлайн с помощью навигаторов.
Социальное развитие – или проблемы?
Социальные взаимодействия – последний из рассматриваемых в обзоре элементов. Команда исследователей обнаружила, что мозг оценивает онлайн общение так же, как и реальное взаимодействие людей. Таким образом, онлайн общение может быть значимо для пожилых людей, страдающих от чувства изоляции. Молодежь же более восприимчива к социальным последствиям онлайн взаимодействий: давлению сверстников и чувству отверженности.
Исследователям не удалось найти связь между использованием Интернета и плохим психическим здоровьем. Однако они отметили, что социальные сети могут быть терапией для молодых людей с проблемами психического здоровья.
Будущие исследования должны фокусироваться именно на молодёжи. Сейчас в целом уже понятно, что Интернет может оказывать положительное влияние на пожилых людей и стимулировать их. Утверждать аналогичное по отношению к молодым людям мы пока не можем.
Больше исследований о рисках и положительных эффектах
«Результаты данного исследования ярко показывают, как много мы еще должны узнать о воздействии цифрового мира на психическое здоровье и здоровье мозга», – говорит доктор Джон Торос, сотрудник Гарвардской медицинской школы и соавтор обзора. «Определённо, существует польза для некоторых аспектов здоровья, но мы должны уравновесить ее потенциальными рисками», – добавляет он.
Профессор Джером Саррис – заместитель директора NICM Health Research Institute, выражает больше беспокойства. «Бомбардировка» раздражителями из Интернета и, как следствие, ставшее обыденным раздробленное внимания, вызывает беспокойство», – говорит он. «Я верю, что это наряду с нарастанием «инстаграмификации» общества, может изменить структуру и функционирование мозга, а также структуру нашего общества», – говорит профессор Джером Саррис.
Поскольку использование Интернета может иметь как плохие, так хорошие стороны, исследователи рекомендуют сокращать его использование. Профессор Саррис рекомендует практики осознанности, уменьшение числа онлайн задач и больше живого общения. Доктор Фирт говорит о доступных приложениях и программах, которые родители могут использовать, чтобы ограничить ребенка в использовании Интернета на телефонах и компьютерах. Он также добавляет: «важны разговоры с детьми о том, как онлайн жизнь влияет на них самих, ведь она создает риски «киберзапугивания», привыкания и даже эксплуатации».