Оглавление
- Что делает человеческий язык особенным?
- Истоки и значение языка
- Язык в головном мозге
- Эффекты билингвизма
- Как язык меняет наше восприятие?
- Язык – живая материя
Разговорный язык – живая материя. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией, строить отношения и создавать произведения искусства. В этой статье информационный портал Medical News Today рассматривает, как язык проявляется в мозговой активности и формирует нашу повседневную жизнь.
Все мы рождаемся в языковой среде и для общения используем родной язык. В течение жизни мы можем изучить новые языки, которые дают возможность познакомиться с разными культурами. Язык – сложная тема, которая включает вопросы идентичности, риторики и искусства.
Когда наши предки впервые стали использовать разговорный язык? Что такое мозговые «языковые центры»? Как мультилингвизм влияет на наши ментальные процессы? Мы рассмотрим эти и другие вопросы в данной статье о языке и мозге.
Что делает человеческий язык особенным?
Профессор Марк Пагель из Школы биологических наук в Университете Рединга (Великобритания) объясняет, что человеческий язык – уникальный феномен для животного царства. Животные имеют свои собственные коды для коммуникации, которые типичны для «повторяющихся инструментальных действий»: оповещение об опасности и т.д. Однако в них отсутствует та формальная структура, которую использует человек, когда выговаривает предложения.
Таким образом, человеческий язык имеет две отличительные черты:
- Он «композиционный», то есть «позволяет говорящему выражать мысли в предложениях, содержащих подлежащие, глаголы, дополнения»
- Он имеет отношение к чему-то конкретному, то есть «говорящий использует его для обмена специфической информацией о людях, объектах, их месторасположении или действиях»
Истоки и значение языка
Homo sapiens имеют необходимые «биологические» инструменты, чтобы изъясняться сложными конструкциями, которые образуют язык. Это голосовой аппарат и хорошо развитый головной мозг. Они позволяют создавать словарный запас и правила использования языка.
Ученые полагают, что язык, по меньшей мере, также стар как и предки человека. Хотя остается неясным, в какой момент предки современных людей впервые начали развивать разговорный язык, мы знаем, что предшественники Homo sapiens появились примерно 150 000 – 200 000 лет назад. Ученые полагают, что сложная речь, по меньшей мере, имеет аналогичный возраст.
Высока вероятность того, что владение разговорным языком помогало нашим предкам выживать и развиваться несмотря на сложности, создаваемые окружающей средой. Благодаря возможности обмениваться содержательной информацией, люди могут адаптироваться на культурном уровне, приобретать знания и производить инструменты, укрытия, одежду и все то, что необходимо для выживания в различной среде обитания. «Обладая языком, люди тем самым получали код высокой точности, который передавал детальную информацию последующим поколениям. Многие из тех вещей, которыми мы пользуемся в нашей повседневной жизни, основываются на специализированных знаниях или навыках», – говорит профессор Марк Пагель.
Язык в головном мозге
Но где конкретно язык располагается в мозге? Исследователи идентифицировали два базовых «языковых центра», которые расположены в левой части мозга. Это Центр Брока, который связан с произношением и Область Вернике, чья основная роль – «декодировать» речь.
Дополнительные исследования показывают, что изучение языков способствует увеличению размеров и активности других областей мозга. Например, исследование Университета Лунд в Швеции выявило рост гиппокампа у студентов, увлеченных изучением языков. Это регион мозга, который связан с обучением и ориентацией в пространстве. Рост активности также был зафиксирован в коре головного мозга.
Результаты другого исследования позволяют предположить: чем больше языков мы изучаем (особенно в детстве), тем легче наш мозг обрабатывает и запоминает новую информацию. Представляется, что изучение языка способствует формированию новых нейронных связей в головном мозге.
Эффекты билингвизма
Фактически ученые выявили много связей между билингвизмом / мультилингвизмом и поддержанием здоровья мозга.
Исследования, например, определили, что билингвизм может защитить мозг от заболевания Альцгеймера и других форм деменции. Ученые из Университета Эдинбурга и Института медицинских Наук Низам (г. Хайдерабад, Индия) работали с группой пациентов с болезнью Альцгеймера, сосудистой деменцией и лобно-височной деменцией. Команда обратила внимание: у пациентов, которые говорили на втором языке начало развития заболевания оказалось отложено на 4,5 года.
«Эти исследования предполагают, что билингвизм может иметь более сильное влияние на деменцию, чем доступные сегодня медикаменты», – говорит один из соавторов исследования Томас Бак.
Другое исследование, результаты которого были опубликованы в прошлом году в журнале Нейроспихология, также пролило свет на то, почему билингвизм может защитить от когнитивного ухудшения. Авторы объясняют: общение на двух языках позволяет развивать височные доли мозга, которые играют ключевую роль в формировании новых воспоминаний. Это увеличивает корковую толщину и плотность серого вещества, которое в значительной степени состоит из нейронов.
Билингвы имеют и другие преимущества: они продуктивно обрабатывают информацию, расходуя только необходимые ресурсы. «Билингвы становятся экспертами в том, что касается выбора релевантной информации и игнорирования информации, которая может отвлечь от выполнения задания», – говорит старший исследователь из Университета Монреаля (Канада), профессор Ана Инес Ансальдо.
Как язык меняет наше восприятие?
Изменяет ли восприятие окружающего мира «переключение» между двумя разными языками?
Исследования показывают, что язык, который мы используем меняет не только наше мышление, но также восприятие мира и то как мы с ним взаимодействуем. В исследовании, опубликованном в журнале «Психологическая наука», описано как по-разному воспринимают и описывают окружающую среду люди, которые говорят на английском и немецком. Их речь меняется, в зависимости от языка, который они используют в настоящий момент. Разговаривая на немецком, люди описывали действие по отношению к его цели. Например, «этот человек идет по направлению к тому зданию». Когда они говорили по-английски, они упоминали только действие: «этот человек идет».
Язык – живая материя
Лера Бродитски, доцент (специалист) по когнитивным процессам в Университете Калифорнии (г. Сан-Диего), которая специализируется на изучении взаимосвязей между языком, мозгом и восприятием мира, сделала аналогичный доклад на конференции TED talk в 2017 г. Речь шла о том, насколько используемый язык оказывает воздействие на понимание мира.
В качестве примера она привела австралийское племя Kuuk Thaayorre, которое использует точное направление, чтобы описывать все вокруг. «И когда я говорю «все», я действительно имею ввиду «все», – подчеркивает она в своей речи. «Вы скажете примерно так: «на твоей юго-восточной ноге муравей» или «подвинь свою чашку немного на север северо-восток», – объясняет она.
Когда мы спрашиваем, в каком направлении течет время, они видят это в координатах конкретных направлений. В отличие от американцев и европейцев, которые типично описывают время как то, что течет слева направо (направление, в котором мы читаем и пишем), они воспринимают время как то, что течет с востока на запад.
«Красота лингвистического разнообразия в том, что она проявляет нам как изобретателен и гибок человеческий разум. Он изобрел не только когнитивную вселенную, но и 7000 разговорных языков, на которых говорят по всему миру. И мы можем изобрести еще больше. Языки – это живая материя, то, что может быть приспособлено и изменено под наши нужды», – говорит Лера Бродитски.