Ваш регион - Пермь?
Да
Выбрать другой регион
8 (342) 2 150 630

Какой была средневековая исламская медицина?

Оглавление

В Средние века исламские мыслители дополнили учения древних греков и смогли совершить значительные открытия в области медицины. Здоровье и болезни были предметами значительного интереса, исламские врачи и ученые много писали о медицине, клинической практике, заболеваниях, лекарствах, лечении и диагнозах. Часто в медицинских текстах соединялись теории, относящиеся к естественным наукам, астрологии, алхимии, религии, философии и математике.

В «Общем прологе» «Кентерберийский рассказов» английский поэт Джефри Чосер ссылается на авторитет персидского целителя Абу Бакр Мухаммад ар-Рази, а также известного врача Ибн Сина (Авиценна), упоминая их среди других исламских эрудитов. Фактически европейские врачи впервые узнали о греческой медицине (в т.ч. о работах Гиппократа и Галена) через чтение их арабских переводов.

Влияние на исламскую медицину

Исламская медицина основана на наследии греческих и римских врачей и ученых, среди которых Гален, Гиппократ и греческие ученые из Александрии и Египта.

Ученые переводили медицинскую литературу с греческого и латинского на арабский, а затем подробно ее изучали, добавляя собственные открытия, приходя к новым выводам, способствуя дальнейшему развитию. Исламские ученые искусно собирали данные и упорядочивали их таким образом, чтобы они были просты для понимания, а информацию можно было находить по ссылкам в разных текстах. Они также сделали краткое изложение многих греческих и римских текстов, составив энциклопедии.

Медицина не была самостоятельным предметом, являясь скорее частью средневековой исламской культуры. Центры обучения и больницы часто открывались в крупных мечетях. Там студенты-медики могли проводить наблюдения и учиться у более опытных врачей.

С 661 г. до 750 г., в эпоху династии Омейядов, люди в основном верили в то, что Бог предусмотрел лечение для каждой болезни. Но уже к 900 г. многие средневековые исламские общины начали развивать и использовать на практике медицинские системы с научными элементами. Так как интерес к научному взгляду на медицину возрастал, врачи искали причины заболеваний, методы лечения и лекарства.

Средневековый исламский мир подарил нам великих медицинских мыслителей, которые внесли значительный вклад в развитие медицины, строили больницы и приветствовали женщин в медицинской профессии.

Абу Бакр Мухаммад ар-Рази

Персидский врач, химик, алхимик, философ и ученый ар-Рази жил с 865 г. по 925 г. Он был первым, кто определил отличия кори от оспы, открыл химический керосин и несколько других соединений. Он был ведущим врачом в Багдадской и Рейской больницах.

Как автор, ар-Рази был очень плодовит: всего он написал более 200 научных книг и статей. Он также верил в экспериментальную медицину. Известный как «врач педиатрии», ар-Рази написал «Заболевания детей» – вероятно первый текст, который определил педиатрию как отдельную область медицины.

Он также был пионером офтальмологии, был первым врачом, который писал про иммунологию и аллергию. Записи позволяют предположить, что ар-Рази открыл аллергическую астму и был первым, кто идентифицировал лихорадку как механизм защиты организма от заболеваний и инфекций.

Также будучи фармацевтом, ар-Рази широко освещал данный предмет, предлагая применение ртутных мазей. Записи приписывают ему создание медицинских инструментов, включая шпатели, колбы, ступки и склянки.

Записи показывают, что ар-Рази путешествовал по всей Персии, обучая медицине и предоставляя лечение в равной степени как богатым, так и бедным людям.

О медицинской этике ар-Рази писал так: «Цель врача – делать хорошо даже по отношению к врагам и, тем более, – по отношению к друзьям. Моя профессия запрещает причинять вред родственникам, так как она создана для пользы и благополучия человеческой расы. Бог наложил на врачей присягу не создавать умерщвляющие средства».

Как это было распространено в то время в Европе и Среднем Востоке, ар-Рази верил, что демоны могут захватывать тело и вызывать психические заболевания.

Ибн Сина (Авиценна)

Ибн Сина, которого многие европейцы знают как Авиценну, также был из Персии. У него было много навыков и профессий, им написано примерно 450 книг и статей, 240 из которых дошли до наших дней. 40 из них о медицине.

Вклад Авиценну в средневековую медицину включает: «Книгу лечения» – обширную научную энциклопедию и «Канон врачебной науки», который стал основным учебником в некоторых медицинских школах по всему миру.

«Канон врачебной науки»

Также называется «Закон врачебной науки». Ибн Сина написал данный учебник, состоящий из 5 томов, на арабском языке. Позднее он был переведен на насколько языков, включая английский французский и немецкий. Это одна из наиболее известных и влиятельных книг в истории медицины.

«Канон врачебной науки» установил стандарты медицины в Средней Азии и Европе, а также создал основу для формы традиционной медицины в Индии – Унани. Сегодня в Университете калифорнии, Лос-Анджелес, и Йельском Университете учат некоторым принципам из «Канона врачебной науки» в рамках курса истории медицинской науки.

Ибн Сина объясняет соображения, которые касаются тестирования новых лекарств:

  • Лекарство должно быть чистым, оно не может содержать что-либо, что может понизить его качество
  • Исследователь должен протестировать лекарство на простом заболевании, а не на состоянии, которое может иметь разнообразные осложнения
  • Они должны тестировать лекарства как минимум на двух определенных заболеваниях, так как иногда лекарство может вылечить одно заболевание эффективно, тогда как другое – случайно
  • Качество лекарства должны соответствовать силе заболевания. Например, если «жар» лекарства меньше, чем «холод» заболевания, оно не сработает
  • Исследователи должны внимательно замерять длительность процесса, чтобы действие лекарства невозможно было спутать с другими факторами, такими как процесс выздоровления
  • Эффект лекарства должен быть стойким, с несколькими тестами, показывающими тот же результат. В этом случае, исследователь может исключить любые случайные эффекты
  • Исследователи должны проверять лекарства на людях, а не животных, так как они могут не сработать одинакового на людях и животных

Ибн Сина также описывал практические и научные теории о психологии и психических заболеваниях.

Человеческая анатомия и психология

Сегодня медицинское сообщество приписывает первое описание легочного кровообращения Ибн ан-Нафису. Врач родился в Дамаске в 1213 г. Он говорил, что не любит производит вскрытие трупов, так как это противоречит учению «Корана» и из-за его сострадания к человеческому телу. Историки медицины полагают, что большинство исследований он проводил на животных.

Сердечно-сосудистая система

Греческий врач Гален, который жил в 129-216 гг. предположил, что тело создает кровь в печени, что она циркулирует по телу, что мускулы используют ее как топливо. Он также полагал, что отверстия в стенках сердца позволяют крови протекать с одой стороны к другой стороне сердца.

Ибн ан-Нафис полагал, что это неправильно. Он говорил, что кровь должна протекать с правой части к левой части сердца, но не существует отверстий или пор в перегородках сердца, как полагал Гален. Из своего опыта вскрытия, он отметил, что должна существовать система артерий, по которым циркулирует кровь. Он также верил, что артерии проводят кровь от правой камеры сердца к легким, где она смешивается в воздухом, прежде чем двинуться обратно в левую камеру.

Глаза

По данным медицины Древней Греции, «визуальный» дух в глазе обеспечивал способность видеть.

Ибн аль-Хайсам был ученым, который жил примерно в 965 – 1040 гг. Он объяснил что глаз – оптический инструмент и снабдил нас детальным описанием анатомии глаза. Позднее он развил теории о формировании изображений. Ученые в Европе использовали его «Книгу оптики» до 17 века.

Позвоните сейчас
(342) 2 150 630
Запишитесь на прием
Выбрать время
Большое спасибо!

Заявки на обратный звонок, оставленные позже 23:00, будут обработаны на следующий день.

Понятно