Ваш регион - Пермь?
Да
Выбрать другой регион
8 (342) 2 150 630

Песочная терапия для школьников и детей дошкольного возраста

Оглавление

Песочная терапия для школьников и детей дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Она основана на визуализации внутреннего мира ребенка и представляет собой несложные манипуляции. Проводится терапия с применением мелкого, очищенного песка и небольших предметов (фигурок, ракушек и др.). Методика позволяет ребенку выражать подсознательные обиды, страхи, раздражение и др. Терапия является эффективной, но при этом максимально безопасной и простой в реализации.

Показания и противопоказания

Программы песочной терапии рекомендованы с целью:

  1. Диагностики нарушений состояния личности
  2. Выявления факторов, оказывающих стрессовое и травмирующее воздействие на психику
  3. Определения причин нестандартного поведения ребенка
  4. Снятия стресса и напряжения
  5. Избавления ребенка от повышенной тревожности
  6. Оказания помощи в гармоничном развитии
  7. Установления контакта с ребенком (в том числе при аутизме)
  8. Социализации детей‑инвалидов

Важно! Занятия песочной терапией разрешены в любом возрасте. Как правило, назначают их детям с 2‑3 лет. Особенно актуальной методика является в периоды возрастных кризисов (3 года, 6‑7 и 13‑15 лет).

Обычно метод песочной терапии задействуют в работе с детьми, которые:

  • пережили тяжелые утраты (в том числе смерть близких), агрессию, стихийные бедствия, травмы, насилие и др.
  • имеют сложности с выражением эмоций в силу скрытности, замкнутости и необщительности
  • склонны к чрезмерной активности и впечатлительности
  • имеют нарушения опорно‑двигательного аппарата и заболевания нервной системы, патологии зрения, слуха, речи, некоторые формы шизофрении
  • находятся в состоянии стресса
  • страдают от задержек развития
Терапия не проводится детям с:
  • синдромом дефицита внимания
  • эпилепсией
  • синдромом навязчивых движений
  • аллергией на пыль и песок
  • бронхиальной астмой в тяжелой форме
  • туберкулезом

Также не следует назначать занятия пациентам с глубокой дебильностью, полной идиотией и другими тяжелыми психическими расстройствами.

Эффективность метода песочной терапии

Действие процедуры всегда является комплексным.

  • Ребенок трогает песок руками. Это доставляет положительные эмоции и полезно для общего развития, так как песчинки способны стимулировать нервные окончания в пальцах и ладонях. Благодаря занятиям развивается мелкая моторика. Головной мозг постоянно получает устойчивые сигналы в зонах, которые отвечают за способности к анализу, познаниям и воспоминаниям
  • Песок – сыпучий материал, ребенок создает из него различные фигурки подсознательно. Благодаря этому методика дает возможности для диагностики внутреннего состояния пациента

Уже доказано, что систематические занятия позволяют ребенку:

  • избавиться от негативных переживаний
  • получить веру в себя
  • осознать собственную личность
  • стать самостоятельным
  • приобрести уравновешенность и спокойствие

Наиболее ярким эффект от песочной терапии является тогда, когда она сочетается с другими методиками: прослушиванием классической музыки, чтением стихов, рассказыванием сказок и др.

Результативность методики доказана в комплексном развитии детей, логопедии, укреплении памяти, развитии интеллектуальных способностей. Эффект от терапии проявляется при обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья. Также метод активно применяется при выявлении психологических проблем.

Как проходят занятия?

В своей работе многие психотерапевты применяют уже готовые наборы, состоящие из ящика (песочницы из экологического пластика), песка мелкой фракции, который прошел предварительную очистку, емкости для воды. Также в комплекты включаются миниатюрные фигурки в виде людей, сооружений и зданий, кораблей, автомобилей, животных и др. В наборах присутствуют предметы, которые в детском понимании представляют определенную ценность. К ним относятся небольшие сундучки и шкатулки, «драгоценные» камни (обычно из стекла), ракушки и др.

Сначала ребенку объясняют, что голубой бортик сбоку означает небо, песок – это земля, синее покрытие дна коробки – вода. Благодаря этому маленький пациент осознает, что у него есть все стихии для создания собственных сказок, отдельных композиций, целых планет и даже вселенных.

Во время песочной терапии ребенок сам выбирает для себя нужные предметы. Специалист не просто следит за действиями пациента, но и просит его обосновать выбор в пользу тех или иных изделий. Это позволяет оценить психологическое состояние ребенка в текущий момент.

Чтобы наладить контакт с ребенком, специалист уточняет поводы для создания определенных композиций и их разрушения. Также это позволяет конкретизировать некоторые стрессовые факторы и переживания пациента.

Игры в программах песочной терапии могут быть:

  • Фонематическими. Они сопровождаются произнесением отдельных звуков. Такие игры подходят для детей с задержкой речевого развития и нарушениями речи
  • Развивающими и обучающими. Игры нередко сопровождаются счетом и чтением
  • Проекционными. При таких играх ребенок может ассоциировать себя с определенной фигуркой и строить собственный мир
  • Коррекционными. Эти игры направлены на создание мира, наполненного пугающими существами и опасными ситуациями. В этом случае ребенок иллюстрирует собственные страхи
  • Семейными. В этих играх участвуют не только малыш или подросток, но и члены его семьи

Детям‑аутистам и ребятам с трудностями в общении подходят семейные и проекционные занятия. Проекция полезна также для малышей и подростков, ставших жертвами насилия, испытавших сильный стресс или переживших утрату. Постепенно от проекционных игр переходят к коррекционным. Это позволяет выявить глубинные проблемы и страхи и избавиться от них.

Детям с задержкой психического развития рекомендуют развивающие и обучающие игры. Такие же занятия советуют и дошкольникам, а также школьникам младших классов.

Любые программы песочной терапии делятся на 2 категории:

  • Индивидуальные. В этом случае в играх участвует только ребенок. Психолог наблюдает за ним, корректирует его действия и решает иные задачи
  • Групповые. В таких занятиях участвует не только сам ребенок. Привлекаться к играм могут родители и другие дети. В этом случае проводится работа в области межличностных взаимоотношений. Ребенок может учиться коммуникации, лучше понимать других и раскрывать себя

Особое внимание во всех программах песочной терапии уделяется расшифровке знаков, используемых малышом или подростком.

  • Дома и замки из песка, валы с прочными стенами, заборы могут сигнализировать о том, что ребенок испытывает неуверенность. Кроме того, у него имеются некоторые страхи, он нуждается в защите
  • Хаотичность созданного мира, беспорядок в используемых знаках и символах может говорить и о хаосе и смятении внутри ребенка
  • Спирали нередко свидетельствуют об усталости, нехватке общения. Они могут символизировать даже ночные кошмары, которые беспокоят ребенка достаточно часто
  • Нарисованные на песке круги обычно свидетельствуют о желании перемен, а также о недостаточности заботы и любви. Обычно такие дети хотят больше внимания
  • Отсутствие человеческих фигур может говорить о том, что ребенок хочет отгородиться от окружающих, ощущает страхи, обиду, боль. Обычно дети не используют фигуры людей тогда, когда испытали насилие
  • Рваные линии и острые углы могут говорить о внутренних конфликтах. Их рисуют дети, которые ревнуют, гневаются, злятся на окружающих. Причем эти эмоции они могут испытывать по отношению как к самым близким людям, так и к сверстникам, с которыми посещают детский сад или школу, играют во дворе

Все знаки расшифровываются специалистом. После завершения игр и «рисования» он делает необходимые выводы. В дальнейшем они обсуждаются с родителями. Если необходима корректировка выявленных особенностей поведения, она проводится.

Преимущества обращения в МЕДСИ

  • Опытный специалист. Он располагает навыками и знаниями, необходимыми для внедрения различных программ песочной терапии для детей вне зависимости от возраста и пола
  • Современное оснащение кабинета. Наша клиника располагает специально оборудованной комнатой для занятий. В ней есть не только коробка с песком, но и различные игрушки, предметы, которые помогают увлечь как малыша, так и подростка
  • Комфорт проведения занятий. Опытный психотерапевт обеспечивает удобство каждого сеанса не только непосредственно для малыша или подростка, но и для его родителей. Занятия проводятся в спокойной, расслабленной обстановке. Пациент ограждается от возможного дискомфорта. Это позволяет забыть об окружающей реальности и погрузиться в вымышленный мир
  • Возможности для диагностики и лечения широкого перечня патологий. Метод песочной терапии дает возможности для выявления и устранения различных психологических и психических нарушений и отклонений в развитии
  • Возможности для подключения к работе других врачей. При необходимости вы будете направлены и к различным специалистам узкого профиля: логопедам, неврологам и др. Это позволит устранить даже серьезные, запущенные заболевания
  • Отсутствие очередей и возможности для записи на прием на удобное время. Мы готовы спланировать курс терапии в комфортном для вас режиме

Чтобы посещать занятия по песочной терапии, достаточно записаться в клинику по телефону +7 (342) 215-06-30. Наш специалист ответит на все вопросы и подберет оптимальное время для посещения клиники. Также запись возможна с помощью приложения SmartMed.

Позвоните сейчас
(342) 2 150 630
Запишитесь на прием
Выбрать время
Не затягивайте с лечением, обратитесь к врачу прямо сейчас:
Большое спасибо!

Заявки на обратный звонок, оставленные позже 23:00, будут обработаны на следующий день.

Понятно