Оглавление
- Показания и противопоказания
- Эффективность метода песочной терапии
- Как проходят занятия?
- Преимущества обращения в МЕДСИ
Песочная терапия для школьников и детей дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Она основана на визуализации внутреннего мира ребенка и представляет собой несложные манипуляции. Проводится терапия с применением мелкого, очищенного песка и небольших предметов (фигурок, ракушек и др.). Методика позволяет ребенку выражать подсознательные обиды, страхи, раздражение и др. Терапия является эффективной, но при этом максимально безопасной и простой в реализации.
Показания и противопоказания
Программы песочной терапии рекомендованы с целью:
- Диагностики нарушений состояния личности
- Выявления факторов, оказывающих стрессовое и травмирующее воздействие на психику
- Определения причин нестандартного поведения ребенка
- Снятия стресса и напряжения
- Избавления ребенка от повышенной тревожности
- Оказания помощи в гармоничном развитии
- Установления контакта с ребенком (в том числе при аутизме)
- Социализации детей‑инвалидов
Важно! Занятия песочной терапией разрешены в любом возрасте. Как правило, назначают их детям с 2‑3 лет. Особенно актуальной методика является в периоды возрастных кризисов (3 года, 6‑7 и 13‑15 лет).
Обычно метод песочной терапии задействуют в работе с детьми, которые:
- пережили тяжелые утраты (в том числе смерть близких), агрессию, стихийные бедствия, травмы, насилие и др.
- имеют сложности с выражением эмоций в силу скрытности, замкнутости и необщительности
- склонны к чрезмерной активности и впечатлительности
- имеют нарушения опорно‑двигательного аппарата и заболевания нервной системы, патологии зрения, слуха, речи, некоторые формы шизофрении
- находятся в состоянии стресса
- страдают от задержек развития
- синдромом дефицита внимания
- эпилепсией
- синдромом навязчивых движений
- аллергией на пыль и песок
- бронхиальной астмой в тяжелой форме
- туберкулезом
Также не следует назначать занятия пациентам с глубокой дебильностью, полной идиотией и другими тяжелыми психическими расстройствами.
Эффективность метода песочной терапии
Действие процедуры всегда является комплексным.
- Ребенок трогает песок руками. Это доставляет положительные эмоции и полезно для общего развития, так как песчинки способны стимулировать нервные окончания в пальцах и ладонях. Благодаря занятиям развивается мелкая моторика. Головной мозг постоянно получает устойчивые сигналы в зонах, которые отвечают за способности к анализу, познаниям и воспоминаниям
-
Песок – сыпучий материал, ребенок создает из него различные фигурки подсознательно. Благодаря этому методика дает возможности для диагностики внутреннего состояния пациента
Уже доказано, что систематические занятия позволяют ребенку:
- избавиться от негативных переживаний
- получить веру в себя
- осознать собственную личность
- стать самостоятельным
- приобрести уравновешенность и спокойствие
Наиболее ярким эффект от песочной терапии является тогда, когда она сочетается с другими методиками: прослушиванием классической музыки, чтением стихов, рассказыванием сказок и др.
Результативность методики доказана в комплексном развитии детей, логопедии, укреплении памяти, развитии интеллектуальных способностей. Эффект от терапии проявляется при обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья. Также метод активно применяется при выявлении психологических проблем.
Как проходят занятия?
В своей работе многие психотерапевты применяют уже готовые наборы, состоящие из ящика (песочницы из экологического пластика), песка мелкой фракции, который прошел предварительную очистку, емкости для воды. Также в комплекты включаются миниатюрные фигурки в виде людей, сооружений и зданий, кораблей, автомобилей, животных и др. В наборах присутствуют предметы, которые в детском понимании представляют определенную ценность. К ним относятся небольшие сундучки и шкатулки, «драгоценные» камни (обычно из стекла), ракушки и др.
Сначала ребенку объясняют, что голубой бортик сбоку означает небо,
Во время песочной терапии ребенок сам выбирает для себя нужные предметы. Специалист не просто следит за действиями пациента, но и просит его обосновать выбор в пользу тех или иных изделий. Это позволяет оценить психологическое состояние ребенка в текущий момент.
Чтобы наладить контакт с ребенком, специалист уточняет поводы для создания определенных композиций и их разрушения. Также это позволяет конкретизировать некоторые стрессовые факторы и переживания пациента.
Игры в программах песочной терапии могут быть:
- Фонематическими. Они сопровождаются произнесением отдельных звуков. Такие игры подходят для детей с задержкой речевого развития и нарушениями речи
- Развивающими и обучающими. Игры нередко сопровождаются счетом и чтением
- Проекционными. При таких играх ребенок может ассоциировать себя с определенной фигуркой и строить собственный мир
- Коррекционными. Эти игры направлены на создание мира, наполненного пугающими существами и опасными ситуациями. В этом случае ребенок иллюстрирует собственные страхи
- Семейными. В этих играх участвуют не только малыш или подросток, но и члены его семьи
Детям‑аутистам и ребятам с трудностями в общении подходят семейные и проекционные занятия. Проекция полезна также для малышей и подростков, ставших жертвами насилия, испытавших сильный стресс или переживших утрату. Постепенно от проекционных игр переходят к коррекционным. Это позволяет выявить глубинные проблемы и страхи и избавиться от них.
Детям с задержкой психического развития рекомендуют развивающие и обучающие игры. Такие же занятия советуют и дошкольникам, а также школьникам младших классов.
Любые программы песочной терапии делятся на 2 категории:
- Индивидуальные. В этом случае в играх участвует только ребенок. Психолог наблюдает за ним, корректирует его действия и решает иные задачи
- Групповые. В таких занятиях участвует не только сам ребенок. Привлекаться к играм могут родители и другие дети. В этом случае проводится работа в области межличностных взаимоотношений. Ребенок может учиться коммуникации, лучше понимать других и раскрывать себя
Особое внимание во всех программах песочной терапии уделяется расшифровке знаков, используемых малышом или подростком.
- Дома и замки из песка, валы с прочными стенами, заборы могут сигнализировать о том, что ребенок испытывает неуверенность. Кроме того, у него имеются некоторые страхи, он нуждается в защите
- Хаотичность созданного мира, беспорядок в используемых знаках и символах может говорить и о хаосе и смятении внутри ребенка
- Спирали нередко свидетельствуют об усталости, нехватке общения. Они могут символизировать даже ночные кошмары, которые беспокоят ребенка достаточно часто
- Нарисованные на песке круги обычно свидетельствуют о желании перемен, а также о недостаточности заботы и любви. Обычно такие дети хотят больше внимания
- Отсутствие человеческих фигур может говорить о том, что ребенок хочет отгородиться от окружающих, ощущает страхи, обиду, боль. Обычно дети не используют фигуры людей тогда, когда испытали насилие
- Рваные линии и острые углы могут говорить о внутренних конфликтах. Их рисуют дети, которые ревнуют, гневаются, злятся на окружающих. Причем эти эмоции они могут испытывать по отношению как к самым близким людям, так и к сверстникам, с которыми посещают детский сад или школу, играют во дворе
Все знаки расшифровываются специалистом. После завершения игр и «рисования» он делает необходимые выводы. В дальнейшем они обсуждаются с родителями. Если необходима корректировка выявленных особенностей поведения, она проводится.
Преимущества обращения в МЕДСИ
- Опытный специалист. Он располагает навыками и знаниями, необходимыми для внедрения различных программ песочной терапии для детей вне зависимости от возраста и пола
- Современное оснащение кабинета. Наша клиника располагает специально оборудованной комнатой для занятий. В ней есть не только коробка с песком, но и различные игрушки, предметы, которые помогают увлечь как малыша, так и подростка
- Комфорт проведения занятий. Опытный психотерапевт обеспечивает удобство каждого сеанса не только непосредственно для малыша или подростка, но и для его родителей. Занятия проводятся в спокойной, расслабленной обстановке. Пациент ограждается от возможного дискомфорта. Это позволяет забыть об окружающей реальности и погрузиться в вымышленный мир
- Возможности для диагностики и лечения широкого перечня патологий. Метод песочной терапии дает возможности для выявления и устранения различных психологических и психических нарушений и отклонений в развитии
- Возможности для подключения к работе других врачей. При необходимости вы будете направлены и к различным специалистам узкого профиля: логопедам, неврологам и др. Это позволит устранить даже серьезные, запущенные заболевания
- Отсутствие очередей и возможности для записи на прием на удобное время. Мы готовы спланировать курс терапии в комфортном для вас режиме
Чтобы посещать занятия по песочной терапии, достаточно записаться в клинику